- Киприан Фасций Цецилий
- св. отец, еписк. Карфагена, писатель-богослов, родился в III в., был сначала адвокатом и преподавал риторику, а потом под влиянием Тертуллиана крестился около 246 г. и скоро сделался пресвитером и избран еписк. карфаг. и северо-африканск. Тяжелое для христианства было время его еписк., когда жестокие гонения имп. Декия доводили многих до отступничества, до недостойного малодушия. Киприан сурово относился к таким христианам, наз. thurificati, sacrificati, libellatici, он написал послания: а) клиру, который порицал за выдаваемые малодушным "отпустительные грамоты" (libellus pacis), b) мученикам и исповедникам и с) всему народу, убеждая его стойко проходить испытания. С другой стороны, пришлось вести К. энергичную борьбу с раскольниками, где он выказал изумительную силу обличения и написал сочинения: "О падших, о единстве церкви, об архиерейск. чистосердечии против Фелицисима, Новата и Новациана, вероотступников". В целях борьбы против перекрещения еретиков, он выступил на многочисленных соборах карфагенских противником еписк. Стефания и отстаивал в спорах словесных и письменных суровость мер против "падших". Плодотворна его деятельность, как писателя. Первыми его трудами были трактаты, описывающее чистосердечно историю и причины его обращения ко Христу, таковы: "О благодати Божией", "Почему идолы не суть боги?", "К Квирину", "Против игроков". Они свидетельствуют о глубоком проникновении христианск. вероучением и о сильной ненависти к язычеству и являются весьма убедительными для сомневающихся. Из других его трактатов известны: о смертности, к девственницам, к Деметриану, о молитве Господней, о терпении, о труде и милостынях и мн. др. по вопросам богословия. Затем ему приписывают много писем церковно-канонического и пасторологического характера. Но преимущественно К. заслуживает хвалу, как администратор-практик в церковной жизни, отстаивая церковное единение на основах мира и любви и выдвинув целое учение о церкви и таинстве крещения. К. кончил жизнь мучениями при имп. Валериане и был обезглавлен 31 авг. 258 г. (Мощи его перевезены Карлом Велик. и покоятся в монаст. св. Корнилии в г. Компаньене. Пам. его 31 авг. правосл. церк.) и 14 сент. (католическ. церк.).
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.